Монопо́лия (от греч. μονο — один; πωλέω — продаю) — организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии.
Прибыль от господствующего положения на рынке в долгосрочной перспективе может превысить убыток от применения стратегии демпинга или других способов захвата рынка. В пределе, при захвате всей отрасли какого-то блага, выпуск такого монополиста будет выпуском всей отрасли, а предложение этой фирмы будет предложением всей отрасли. Контроль рынка крупной компанией-монополистом может достигаться за счёт того, что на рынке более не существует компаний с таким же капиталом, компаний, которые могли бы производить товары и/или предоставлять услуги в том же объёме, что и компания-монополист. Во многих странах приняты законы для охраны конкуренции и созданы антимонопольные службы.
Содержание 1 Факторы монополизации
2 Виды монополий 2.1 Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке 3 Равновесие фирмы чистой монополии в краткосрочном периоде
4 Равновесие фирмы чистой монополии в долгосрочном периоде
5 Монополии и эффективность
6 Регулирование монополий
7 Монополия в главном направлении современной экономической теории
8 Монополия доступа
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
Характеристика монопольного ринку